Пятница, 29.03.2024
Мой сайт
Меню сайта
Категории каталога
Наши статьи [8]
Переводы статей и интервью [9]
Впечатления и эмоции [4]
Комментированные переводы песен [7]
Прочие переводы песен [9]
Главная » Статьи » Наши статьи

Статья о Джоне Диконе (John Deacon) "Make it funky"
 
Немного о басах и басистах (в качестве нудного введения)

Прежде чем начинать говорить о Джоне, его талантах и качествах, думаю, уместно сначала проговорить о том, кто такой басист и какова его роль.

Мы всегда находим в музыке свой инструмент, если нас заставляют им заниматься с детства, и он не подходит, мы бросаем его или музыку в целом. Если человек хочет играть в группе и ему дают ту вакансию, которая свободна – если это «не его», он тоже бросит или сменит инструмент. Здесь стоит учитывать не только таланты человека, но и его темперамент и характер.

Бас создан как электрическая менее громоздкая замена контрабасу, от гитары в нем только лады, и то есть безладовые варианты. Соответственно функция басиста перенята от контрабасистов. Это функция ритм-секции, создание некого твердого основания, на котором может держаться музыка. Басист, как и барабанщик должен быть четок и надежен подобно метроному, иначе все остальное рассыплется. И если барабаны задают ритм, то бас за счет слияния ритмики и мелодики соединяет гармоническую сторону с
ритмической. Чисто теоретически, если барабаны будут играть простой прямой ритм, то гитара, клавиши или другой инструмент могут начать в любой момент, но когда есть бас который, следуя ритму, дает еще и
определенные ноты, то другие инструменты будут начинать и переходить с аккорда на аккорд в соответствии с басом. Таким образом, этот инструмент весьма ответственен, когда необходимо исполнить серьезную музыку на серьезном исполнительском уровне, и подход к басу: «каждый дурак сыграет, что там по одной нотке дергать» - в корне неправильный.

Соответственно портрет басиста из тупоголового гитариста-неудачника, так и не обуздавшего 6 струн сменяется весьма серьезным и ответственным человеком, способным как следует концентрироваться на том, что он делает.

Бас - несолирующий инструмент по определению, на нем возможно исполнение соло подобно гитаре, но это и будет подобие гитары, только на более низких нотах, а не что-то эксклюзивно басовое. То есть, человек, берущий в руки бас, либо сразу должен осознавать свое отнюдь не лидирующее место в коллективе, либо, не сумев самореализоваться, бросит это занятие. С другой стороны можно привести в пример многих басистов, которые могли бы опровергнуть такие утверждения.

Например, басист Red Hot Chili Peppers - Flea. Да, прекрасный мастер баса, но одно «но» – вспомните какую музыку, они играют. В тех случаях, когда данный басист показывает нам просто чудеса игры, во-первых, в них остается обязательная для басиста ритмика, во вторых остальные инструменты тоже более ориентированы на ритмику, даже их вокал. Когда же идет спокойная мелодичная часть Фли играет, как стандартный басист. И здесь нет противоречий, это стиль исполнения.

Также в пример можно привести Маркуса Миллера, Жако Пасториуса и Виктора Вутена. Сразу обращу внимание, что эти басисты играют джазово-направленную музыку. Там по сравнению с роком совсем другие
законы и традиции. И бас используется как соло инструмент определенного тембра, он в некотором плане теряет свою первоочередную функцию, другие музыканты тут же поддерживают ритм для басиста, да и барабаны имеют абсолютно иной характер партий.

Еще можно вспомнить рокеров: Стинг и Роджер Уотерс. Если внимательно посмотреть, эти поющие басисты, когда поют, упрощают свою игру до минимума. Чистая басовая линия не сочетается с вокалом, что ни делай. Невозможно контролировать и то, и другое. Либо от басовой партии остаются лишь опорные ноты, дополняемые басовым повтором вокала на слабых долях, или вокальная партия становится ритмичной, совпадающей с басом. Для того чтобы понять как удобно или неудобно петь с басом, достаточно взять бас или гитару, и наиграть басовую партию Another one bites the dust. И тут вы почувствуете, что не в силах повторить куплет, играя партию, зато припев будет абсолютной ритмической копией баса.

И еще пример, есть категория басистов, которые прям так и зажигают. В некотором плане становятся чуть ли не самыми харизматичными. Среди них есть и виртуозы, и практически неумехи. К виртуозам можно отнести Стива Харриса (Iron Maiden, кстати он упоминает Джона Дикона, как свой ориентир), к неумехам (да простят меня разумные фанаты Sex Pistols) Сида Вишеса, который за неделю из барабанщика превратился в басиста, имя его теперь у всех на устах (даже вокалиста по имени не все вспомнят, а его - все), а вот качество исполнения и так крайне простых партий вообще не дотягивает до понятия "профессиональный музыкант".
Наконец, выделим класс классических басистов. Сюда смело можно отнести Дикона, Гловера, Батлера, Джонса, Энтвистла, Сквайра и многих других. Именно то, что называют классическим роком, дало нам классических Басистов, максимально работающих в качестве ритм-секции, и изредко вылезающих на первый план. Кстати, ориентиром для данных басистов была игра виртуозного басиста Джеймса Джемерсона, который был сессионным музыкантом в студии Мотаун.

Так мы рассмотрели вкратце основные типы басистов. Человек жаждущий максимального внимания к своей особе, пожалуй, может сразу отказаться от желания стать басистом в классическом понимании этого слова. По крайней мере, на поприще вокалиста или соло-гитариста больше шансов стать фронтменом. Для того чтобы стать басистом, необходим особый склад характера. Необходимо понимать, что в группе ты являешься не бесплатным приложением, но и не первым парнем, это что-то наподобие серого кардинала. У баса еще есть особенность: музыка со звучащим басом кажется более глубокой, объемной наполненной, где нет каких-то перерывов и пустот. Когда слушаешь музыку, слышишь гитару, барабаны, вокал, многие люди толком бас никогда и не слышали, при этом попробуйте убрать басиста, ведь он незаметен, а значит не нужен, что получится? Фантастика, но без звучания толкового басиста, в музыке пропадет пол объема всего издаваемого звука. Конечно, в музыке такого понятия нет, это скорее на уровне восприятия чувствуется или не чувствуется объем.

Итак, какие выводы мы имеем? Бас – неотъемлемая часть звука, он в первую очередь инструмент второго плана. Басист – более значимый и толковый человек, чем принято считать, и его ни коим образом не угнетает аккомпанирующая роль. Судить о хорошести и плохости басистов разных стилей невозможно, в их руках бас может выполнять разные функции, не всегда свою прямую обязанность, но если само произведение распределено между инструментами толково, то он может позволить себе посолировать – никто не говорит, что это плохо, это просто неестественно.
 

Джон – басист.

Техника
Джон на протяжении всей своей карьеры демонстрировал большинство аспектов техники басиста. В первую очередь он пользовался классическими техниками двухпальцевой игры и техникой большого пальца. Причем
двухпальцевая игра была как чередованием, так и акцентированным размашистым ударом сразу обоими пальцами (характерный для него прием).
Скорость игры без потери в ровности у него достаточно хороша даже для такой двухпальцевой манеры. Трех- и четырехпальцевые техники он не использовал (они гораздо позже появились и используются в скоростных
видах металла и альтернативы).
Также он использовал медиаторную технику. Игра ею также отличается скоростью и ровностью, но в основном он использовал этот прием на сцене.
Во-первых, меньше затрачивается энергии, во-вторых более яркая атака в звуке. При этом стоит отметить, что он до конца карьеры был бОльшим сторонником пальцев, нежели медиатора.
Слэп. Техника, тревожащая умы современных басистов. Тогда она только зарождалась, но Джон смог продемонстрировать нам и ее в песнях Cool Cat и Get down make love. Что вызывает уважение: он в отличие от многих басистов, выучив новую технику, не начал ее вставлять нужно/ненужно во все подряд песни – этим в основном грешат новички, но и профессионалы тоже иногда перебарщивают.
Слайды. Очень характерный прием в его игре. Можно найти во многих песнях (One vision, Play the game, I want it all), при этом они всегда гармоничны и очень уместны.
Хлопки по струнам и заглушенный чес – скорее элементы шоу во время исполнения Another one bites the dust.
Тэппинг и флажолеты за ним мною не замечены.
Что же касается левой руки, то судя по концертам он явно заимствовал у Джеймса Джемерсона (к слову сказать, этот басист работал с таким любимцем Дикки, как Стиви Уандер) и собственно ее постановку, и
соответственно положение баса относительно тела. Он находится на той же высоте и под тем же углом.Также в начале 70-х он использовал фишку Джемерсона - подкладывание под струны куска поролона. Ход весьма специфический, но звук неповторимый. Во-первых абсолютно глухой (похож на контрабас),во-вторых ноты звучат очень отрывисто, что создает читаемость каждой даже самой быстрой ноты. Партия не превращается в низкий однородный гул.

Звукоизвлечение
Джон всегда очень уместно выбирал необходимый для данной конкретной вещи прием игры, при этом очень хорошо контролировал свое звукоизвлечение – без лишних призвуков, и отлично варьируя атаку на струны. Можно заметить, что он не крутил постоянно ручки на своем басу, он управлял громкостью и звуком собственными пальцами. Звук мог быть мягким, обволакивающим, и тут же резким, мощным, раскатистым. Никаких процессоров эффектов только руки (обычно он пользовался только компрессией для улучшения качества звука, как в студии, так и на концерте, но во время концерта настройки не менялись).
Еще вспоминается его фишка на сцене – облизывание пальцев. Со стороны кажется довольно таки непонятным ритуалом, а на деле это весьма полезный навык. По крайней мере, опытным путем получилось, что если так делать, то по таким струнам (с плоской обмоткой) как у него такая фишка помогает
равномерному звукоизвлечению. При игре на концерте руки потеют и пальцы становятся липкими. Пальцы правой руки, которые должны беспрепятственно соскальзывать (звук в басу извлекается не щипком, а соскальзыванием пальца со струны чуть вверх в направлении корпуса) начинают прилипать и
игра правой рукой становится чуть неравномерной и дерганной. Такое смачивание помогает пальцам не липнуть. Альтернатива – наоборот вытирать руки или использовать медиатор.

 
Построение партий
В нем чувствуется бывший гитарист, хорошее знание и чувство грифа налицо. Кстати, стоит отметить есть Джон 70-х и 80-90-х. Это два разных басиста. 70-е для Дикона прошли под знаком партий с максимальным, но адекватным количеством пассажей. Быстрые песни игрались восьмыми и шестнадцатыми и не только на тонике, но с добавочными нотами. Медленные песни были полны разнообразных проходов и достаточно насыщены очень мелодичным (но знающим свое место) басом. Одни из сильнейших его работ
70-х это Liar и Millionare Waltz. Остальные песни также не отстают.
Партии написаны в манере похожей опять же на Джеймса Джемерсона. В песне Doing all right он использовал дабл-стопы (извлечение сразу двух нот), больше нигде за ним подобного не замечалось.
Jazz стал стартом для перелома в его манере игры, это сопровождалось и сменой курса в творчестве всей группы. Партии стали немного проще и чуть тяжелее по звуку. При этом есть ощущение, что здесь начался новый виток роста его профессионализма.
Он вылился в альбомах The Game и Hot space. Это очень фанковые альбомы (тут тоже витает тень Джемерсона, поскольку он был одним из басистов, с которых пошел фанк), а фанк - это просто рай
для басиста и барабанщика. И продолжи Queen работать в том же духе, они бы не стали лучшей арена-рок группой мира, зато их басист имел бы возможность раскрыться гораздо сильнее.
Но, к сожалению, а может, и к счастью, после перерыва 83 года Джон стал абсолютным рационалистом в плане создания басовых партий в Queen. Кстати на этот же период приходится начало его сольных работ, как раз в том самом фанковом настроении. С этих пор от Джона и пассажика на весь альбом не дождешься.
Только к Innuendo стали возвращаться его приятные мелодичные проходы (these are the days of our lives).
Поскольку Джон всегда отличался отличным выбором партии к данной конкретной песне в зависимости от ее стиля, соответственно некую упрощенность в его игре можно целиком списать на стилистику исполняемой
музыки. Еще отмечу, что когда он почувствовал необходимость контрабаса в песне, он тут же пришел на запись с этим инструментом и прекрасно записался.
Кстати, отличным «экзаменом» стал для него концерт 92 года в память о Фредди. Там достаточно часто показывают его и его игру. Все навыки никуда не пропали, хорошая скорость и ровность игры сохранилась.

Если подвести итог уровня его мастерства, то можно охарактеризовать Джона как большого профессионала в своем деле. Он отлично знал свои функции, с минимальными огрехами работал живьем, прекрасно чувствовал стилистику музыки, особенность партии. В рамках отличного творчества отличной группы, он был отличным басистом. Хоть он и не стал виртуозом (которых, к слову, слушать-то не всегда выносимо), высекающим по 20 нот в секунду, но его басовое мастерство вдохнуло жизнь в огромное количество прекрасных песен.
 

Джон – гитарист

Если Джона, как басиста часто критикуют и забывают вносить в списки лучших, то Джон как гитарист вообще мало кем вспоминаем. Однако, говорить о том, что он не умел играть на гитаре или же делал это плохо, язык не повернется. В Queen он часто прописывал дорожки ритм-гитары, а для собственных песен записывал акустику и некоторые соло. Вопрос о том, почему так мало -легко отпадает, Джон – воспитанный человек, который знает себе место. У них есть гитарист, и метить на его место было бы бессмысленно, поскольку на двух стульях в студии еще усидишь, а вот на концерте уже не особо, хотя есть и прецедент: игра Джона на электрогитаре в туре Hot space.
На самом деле чтобы понять уровень его игры достаточно послушать Misfire, а лучше Who needs you. Акустика это дело тонкое и хитрое на электрогитару можно навешать чего угодно, а в акустике всегда слышны все
огрехи в звукоизвлечении.
 

Джон – клавишник

Именно, что клавишник, а не пианист. Начал он играть в конце 74 начале 75 годов на электрооргане. Чуть ли не тут же написал You’re my best friend. Далее написал на клавишах Spread your wings и You and I.
Овладение данным инструментом явно пошло на благо его композиторству, поскольку бас не самый подходящий инструмент для написания песен (но об этом позже). В 80-х он пользовался синтезаторами, и, кстати, тоже весьма успешно, на своих песнях на всех альбомах Дикон делал на синтезаторе аранжировки, вплоть до Мэйд ин Хэвеновского Beautiful Day.

Джон – песенник
 
За свою карьеру Дикки записал не так много песен, как другие участники команды. Однако стоит отметить его способности в этой области. На его «совести» такие монстры хит-парадов, как Another one bites the Dust, You’re my best friend, Spread your wings и I want to break free. Его песни совершенно непохожи на песни других участников. Они вносят дополнительное разнообразие в каждую пластинку, которую они выпустили.
Влияние фанка и соула, Стиви Уандера и Биттлз отчетливо видны в его песнях. Основные темы – любовь, дружба, личность. Тексты и музыка не так сложны, в них все на поверхности, все чувства открыты и доступны. Сразу вспоминается: «все гениальное - просто». Написание песен проходило с
использованием как гитары или баса, так и клавиш.

Поскольку Джон не занимался вокалом, ему понадобилось время, чтобы начать писать песни в Queen. Начал свой вклад в Queen он с коротенькой Misfire – полной чистых эмоций песни. Она написана с помощью гитары.
Следующая же его песня стала хитом, и до сих пор часто транслируется на американском радио – уже упомянутая выше You’re my best friend. Освоение клавиш породило не только ее, но и You and I и In only seven days на следующей пластинке и Spread your wings на пластинке 77 года. Правда, на News of the world он вновь вернулся и к написанию песни на гитаре – Who needs you. Отличная получилась песня, в чем-то она напоминает Misfire, но мастерство игры, а скорее даже аранжировки подросло. Песня альбома Jazz – If your can’t beat them – представила нам Джона, как рок-песениника. Она выполнена в несвойственной по тяжести его предыдущим работам. На альбоме The Game Дикон создал как приятный рок-н-ролльчик Need your lovin tonight (она отдаленно напоминает If your can’t beat them), так и, впервые для себя, основанные на басу - Another one bites the dust (песня имевшая неимоверный успех в Америке) и Dragon Attack (хотя автором записан Мэй, но теперь стало известно, что в основу вошла Диконовская работа на джеме, Мэй - придумал слова, а по манере авторство Дикона в ней было заметно всегда). Саундтрек к Flash Gordon выразился
для Джона в композиции, где он поэкспериментировал с синтезаторами.

Альбом Hot Space – стал логическим продолжением Game и здесь Джон написал целиком Back chat – прекрасную фанковую вещь и рэгги – Cool cat, которую помог довести до ума Фредди. За этими двумя песнями скрывается его работа с гитарой в данной группе стилей, овладение приемами игры, традиционными ритмиками и аккордами данных стилей. С этого же момента начинается активная работа с Фредди. На альбоме The works Джон записывает свой самый бессмертный хит – I want to break free (обессмертили ее, правда, клип и текст). Скорее всего написал он ее на синтезаторе. Альбом A kind of magic прошел под знаком коллоборации Фредди и Джона. Кроме одной из самых сильных любовных Queen песен – One year of love (автор только Джон), были написаны им еще 2 песни, которые помогал доводить до ума Фредди: Pain is so close to pleasure (эксперимент с ранее не использовавшимся в их творчестве стилем Motown) и Friends will be Friends – песня, отличающаяся характерным Queen звучанием и прекрасным текстом. В этом же году он издает сольно свою песню No turning back – она имеет характерную, но немного эволюционировавшую стилистику Hot Space. Эволюция продолжилась и на следующем альбоме группы – Miracle в песнях Rain must fall и My baby does me – опять же это отголоски Hot Space. Если первая похожа и на его более ранние работы (Who needs you + Back chat), то вторая сработана в стиле Body language (минимум текста) и Cool cat (похожая работа баса).

Альбом Innuendo был самым «групповым», здесь сложно выделить, что кто-то один или двое написали ту или иную вещь, поэтому о таланте в создании песни здесь сложно судить, самой доступной для этого можно назвать Hitman, здесь Джон пришел с Фредди, и все что Брайан насочинял совершенно переиначил, создав этого тяжелейшего монстра на альбоме (под стать собственному названию песни). Для альбома Made in heaven Джон поработал с It’s a beautiful day и заново переделал свою песню времен Miracle – My life has been saved. Как в более ранней, так и в новой версии она звучит очень по-диконовски, но при этом сложно сказать, на какую более раннюю песню она похожа.К сожалению, кроме песни 86 года больше ни одной сольной песни он не издал.
 

Джон – аранжировщик

Как любой полноценный участник группы при создании какой-либо песни Дикон мог влиять на звучание данной композиции. Во-первых, как басист. Никто (кроме Тэйлора, он сам все и прописывал) не брался писать четкие партии остальным участникам при написании песни, басовая составляющая была полностью на Диконе, а автор мог лишь высказывать пожелания (о написании басовых партий см. выше). Во-вторых, как участник коллектива мог предлагать идеи касающиеся звуковых, вокальных и инструментальных
сторон записи. Это очень чувствуется на Game и Hot Space. Далеко не все песни написаны Джоном, но по звучанию это самые Диконовские альбомы. С учетом того, что в группе он был самым ярым поклонником фанка, он имел представление о ролях разных инструментов в данном стиле. Есть стандарты для разных стилей и одну и ту же песню можно без труда сделать в регги, роке или металле. Достаточно изменить звучание инструментов и сделать партии более типичными для стиля, в первую очередь это касается ритм-секции. Так например его вклад в демку, над которой работали Боуи и Фредди дал нам узнаваемую Under Pressure. Он не писал слов для песни, он сделал басовую партию, и на ней выросла окончательная песня, и по ней с первой ноты узнаешь эту песню. Вот что такое найти удачную аранжировку для сырой песни.
 

Джон на сцене

На сцене Дикон в первую очередь выполнял свою функцию басиста. Он позволял себе ровно то, что не помешало бы ему отыграть. Да, он был менее зрелищным нежели Фредди или даже Брайан. Но нельзя сказать, что он не поддерживал шоу или «выпадал» из него визуально. Он наоборот позволял сконцентрировать внимание на Фредди, который и должен был быть центром шоу. Хотя его визуальный имидж всегда вписывался в общий имидж команды. Когда-то в Sex pistols был поменян хороший, но неподходящий по имиджу басист, на никакого басиста, но столь имиджевого, что это умаляло его непрофессионализм. Джон же соответствовал группе не только по уровню мастерства, но и всегда поддерживал смены имиджа в команде. Его поведение на сцене тоже интереснее, чем принято считать. Если повнимательнее посмотреть, то ловишь себя на мысли, что такое скромное поведение даже интереснее, потому что иногда у него проскакивали достаточно забавные фишки (см. фотки с тура 86 года). Ведь если человек постоянно изо всех сил удивляет, публика с каждым разом хочет чтоб он заходил все дальше и дальше, но всему есть предел (Оззи откусывал головы, показывал голую задницу, но что же можно было бы придумать дальше… ).
Еще в этой теме не забуду упомянуть о его бэк-вокале. Он никогда не пел на записях, но на сцене в некоторых песнях его голос все же слышен. Их немного, но очень приятно слышать и видеть, что он поет со всеми, пусть даже не очень в ноту.
 

Джон в технических вопросах

Это можно было бы упомянуть в разделе об аранжировках, но думаю здесь тоже уместно вспомнить, что Джон – создатель комбика Deacy. Который, дал совершенно гениальное звучание гитаре Брайана. Он занимался в группе вопросами, связанными с аппаратом и звучанием, как на концертах, так и в студии.
Также он стал инициатором светового оформления шоу Queen и работал с техниками для организации этого аспекта выступлений.
 

Джон в организационных вопросах

В 75 году Дикон сыграл важнейшую роль в выживании группы. Когда она была на грани распада из-за проблем с Trident, он, взяв в свои руки бухгалтерскую и административную стороны группы, смог вытащить группу из
«штопора». Она продолжила существование, записала в тот год один из сильнейших альбомов в роке, стала сверхпопулярной. Джон с того момента, даже при нанятом руководстве и создании множества дочерних компаний, так и продолжал контролировать Queen на этом нетворческом поприще. А что было делать, самая великолепная игра не гарантирует, что группу не раздавит шоу-бизнес.
 
 
 
Автор статьи -
basenok
 
Июль 2008 г.
 
Категория: Наши статьи | Добавил: back-chat (09.12.2008)
Просмотров: 11096 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 1
1 keygenus  
0
да и флажолеты я, вроде, слышал, в той же Millionare Waltz

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Back Chat © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz