Пятница, 27.12.2024
Мой сайт
Меню сайта
Категории каталога
Наши статьи [8]
Переводы статей и интервью [9]
Впечатления и эмоции [4]
Комментированные переводы песен [7]
Прочие переводы песен [9]
Главная » Статьи » Наши статьи

Толкование видеоклипа "I'm Going Slightly Mad" (часть 3)

 

3. Визуальные образы.

3.1. Геометрия и динамика.

Круги и вращения являются одной из тем клипа. Мотив круга и вращения встречается на протяжении клипа, как минимум, четырежды. Рассмотрим эти образы.

3.1.1 Круг в квадрате.

Открывает клип сцена с вращающимся креслом, расположенным в круге света. Круг при этом вписан в квадрат подсвеченного планшета, на котором закреплено кресло. Герой ФМ сидит в кресле, скрестив ноги. Также полезным будет вспомнить, что на фоне данной сцены происходит четыре события:

1. на третьей секунде саундтрека планшет под креслом вспыхивает нижней подсветкой и вновь затемняется. Это сопровождается в саундтреке двумя ударами шейкера.

2. После этого герой в наложенном кадре делает руками несколько движений, характерных для игры в йо-йо, после чего

3. резко разводит руки в стороны

4. Последовательно сгибая и разгибая пальцы, делает несколько веероподобных движений руками, имитируя жесты, которые впоследствии будет демонстрировать со стальными когтями героя Брайана Мэя (БМ)Все эти события происходят на фоне вступления, после чего герой ФМ появляется в кадре крупным планом и начинает петь.Как можно интерпретировать вступление?Нам кажется интересным вспомнить о символике круга и квадрата, представленных здесь планшетом и световым лучом, в котором находится герой.В большинстве традиций квадрат символизирует землю, материальное, бренное. Преходящее, конечное.Круг — небо — вечное, идеальное, бесконечное. Их сочетание, таким образом, является аллегорией человеческой жизни — бренного человеческого тела, вмещающего бессмертную душу. Аналогичным является символ мельницы, чье неподвижное четырехугольное основание и подвижные движущиеся по кругу крылья также допустимо трактовать как человеческую жизнь, восходящую с земли к Богу.

Мельница — символ процессуальный и в то же время - пограничный.Однако идея любви и плодородия постоянно соседствовала (во многом из-за центрального положения зерна в мифах о воскресающей и умирающей растительности) с идеей смерти; в месопотамском летнем обряде оплакивали Таммуза, кости которого смолоты в мельнице и развеяны по ветру. Отметим и смоделированный по образу мельничного здания домик Бабы-яги, отмечающий вход в подземное царство, а также мотив мельницы в аду, прослеживаемый от раннесредневековой ирландской литературы до творчества Данте и Босха. В некоторых фольклорных традициях предметом обработки могло стать не только зерно, соль, золото и т.д., но и человеческое тело. К Либрехт, изучивший мрачную тему «красной пшеницы», пришел к выводу об отражении в ней древних обрядов человеческого жертвоприношения, осуществляемого с помощью зернотерки. (сокр. вар. ст. М.Н. Соколова «Христос у подножия Мельницы-Фортуны». М.,1978. http://deja-vu4.narod.ru/Melnitsa.html) (цит. По Д.Абсентис «Христианство и LSD)

Еще один вариант символических мельниц — так называемая мельница гостий, в соответствии с евангельским уподоблением Христа пшеничному зерну (Иоанн, 12, 24). (там же)

Масленкова  Н.А, отмечая в своей диссертации роль евхаристической мельницы: «человек у нее причащается святых тайн, ищет свой путь. Но традиционная мельница гостий — всего лишь посредник, а причащающийся обращается через нее к Богу и разговаривает с ним», (там же)

Иной образ, связанный с кругом, вписанным в квадрат, связан с известным рисунком «Витрувианского человека» руки Леонардо да Винчи.

«Витрувианский человек» является известной штудией человеческих пропорций, которые так занимали Леонардо. Естественно, мы не предполагаем на основании сходства образов (человек в круге и квадрате) подразумевать за этим символом анатомо-физиологического смысла IGSM (хоть в породившей разбор дискуссии мы и столкнулись с мнением, что данный образ может иметь только подобное значение). Нам представляется возможным провести параллель между «Витрувианским человеком» как штудией (анализом, разбором, установлением закономерностей) человеческого тела и рефлексией главным героем своего состояния как штудией души.

Вместе с тем, нам кажется логичным предполагать в «Витрувианском человеке», вписанном в круг и в квадрат, мотив, связанный с бренностью тела и вечностью души и порожденную этими мотивами двойственность.

Та же двойственность, думается, является пищей и основой для рефлексии героем IGSM его пограничья.
 

3.0. Интерлюдия. События вступления.

3.0.1. Вспышка.

Вспышку, сопровождаемую двумя ударами шейкера, почти принято трактовать как перезарядку и выстрел в главного героя и связывают этот образ с агрессией, с которой сталкивался автор. Эта идея нам представляется достаточно красивой, однако хочется все-таки высказать ряд соображений:

— Перезарядка оружия предполагает, что выстрел был не первым и, если герой еще жив — значит, все предыдущие прошли мимо цели. Происходящий на третьей секунде «выстрел», в таком случае, также очевидно не убивает героя - или же — убивает не сразу. Но в этом случае — можно предполагать, что все последующее, что происходит с главным героем, является следствием нанесенного ему «смертельного ранения». Мы могли бы с этим согласиться, но ряд моментов нас останавливает:

- Перезарядка оружия и выстрел из него не могут происходить одновременно. Оружие необходимо перезарядить и только потом стрелять. Поэтому звук «перезарядки» и вспышка логически совпадать по времени не должны.

- Состояние героя до и после вспышки не изменяется, то есть, либо он не замечает выстрела, что со смертельными ранениями проблематично, либо выстрел опять проходит мимо цели.

- В «Гипотезе выстрела» принято трактовать круг света как «оптический прицел», в который «враг» ловит главного героя. Нам кажется расточительным трактовать любой круг, в который попадают герои ФМ в последних клипах Queen как прицел, памятуя, во-первых, о технических характеристиках сценического света, с которым работала группа: во многих случаях, осветить объект или человека круглым световым пятном или единственно возможно, или проще всего. Кроме того, гораздо более логичной и богатой нам представляется метафора, связанная с наиболее общей символикой круга, трактующей его как бесконечность. Для человека на пороге этой самой бесконечности, думается, такой образ становится более существенным.

3.0.2. Шейкер.

Шейкер — ударный перкуссионный инструмент — деревянное яйцо, наполненное песком. По сути — погремушка, только очень тихая. Под его звук световой круг сливается с озаренным светом квадратом в единое целое, после чего квадрат гаснет.

Исходя из предыдущих спекуляций о символике квадрата и круга, их слияние олицетворяет человеческую жизнь, в которой бренное сливается с вечным, причем, с точки зрения Вечности, их слияние — лишь мгновение.

Сопровождающий это слияние звук шейкера-погремушки очень ярок. Особенно учитывая, что погремушка в клипе обозначена очень явно и даже нарочито (RT играет на маракасах — вместе с тем, в аранжировке маракасов попросту нет). Мотив именно погремушки, шутовской погремушки, представляется сильным, потому что поддерживает следующую метафору: жизнь быстротечна и как по-дурацки она проходит…

3.0.3. Подписи.

Вторая трактовка, связанная с шейкером — или дополнительный смысл, поддержанный этим звуком — связана с остальными событиями вступления.

Наложенные кадры (имитацию игры в йо-йо, имитацию движений героя БМ, резко разведенные руки) мы предлагаем понимать как «подписи» участников группы. Тогда шейкер — это «подпись» Роджера Тейлора, ударника. Не лишним кажется напомнить, что Queen и раньше оставляли «авторские знаки» в своих клипах. Так в Invisible Man каждый член группы представлен по имени и имеет связанный с этим небольшой отрезок времени для сольной партии. В I Want To Break Free — каждый появляется в одиночестве окруженный строем шахтеров. В целом, в Queen очень сильно поддерживалась идея индивидуальности каждого члена группы — при четко выделенном лидере. Думается, мысль о значении этих эпизодов проигрыша как своеобразных «автографов» является достаточно логичной.

3.1.2. Джон Дикон и бег по кругу. Шуруп, вентилятор, игрушка.

Три остальные «круга», имеющиеся в клипе, напрямую связаны с персонажем Джона Дикона.

3.1.2.1. Шуруп.

В первый раз он появляется в кадре, с отрешенным лицом и потряхивая головой, ходящим по кругу вокруг гигантского, поставленного на шляпку вращающегося шурупа. На голове у него двурогий колпак, глаза прикрыты. В какой-то момент герой ДжД сталкивается с героем ФМ и недоуменно оборачивается на зрителя. После этого кадр с героем ФМ накладывается на кадр с вращающимся шурупом.

Принято в последнем слиянии кадров усматривать некую угрозу, нависшую над героем ФМ. Вспомним, что герой на пограничье, фактически при смерти. Усугублять эту угрозу (после поля желтых нарциссов) уже вполне бессмысленно. Вместе с тем, вспомним, каким текстом сопровождается эпизод («ты не понял»)

Герой ФМ не оказывается проткнут шурупом, и шуруп не приставлен к его горлу. Его фигура просто сливается с очертаниями гигантского шурупа, центра окружности. Центр — единственная неподвижная точка круга — фактически, это единственная точка, которая при движении по кругу предоставляет возможность увидеть движение.

Ситуация напоминает эпизод из «Винни-Пуха»:

«Вот перед вами Винни-Пух. Он спускается вниз по лестнице вместе со своим другом Кристофером Робином, пересчитывая головой ступеньки — бум, бум, бум… Иногда ему правда кажется, что должен быть какой-то другой способ спускаться по лестнице, и если на минуточку остановиться и перестать бумкать — но увы, остановиться-то как раз и некогда…»

Только «сумасшедший» герой ФМ видит, что этот «нормальный человек» бегает по кругу.

Движение слушающего, как звенят бубенчики, на его колпаке, персонажа ДжД не имеет цели. Его останавливает только герой ФМ с репликой «ты упускаешь одну деталь!»

Остановка вызывает у героя недоумение: он должен двигаться по кругу. Остановка — вне нормы. Движение по кругу - это очень важно. Чрезвычайно важно! Уберите этого сумасшедшего!

Второй раз «сольно» герой Дикона появляется в сопровождении сразу двух вращающихся предметов.

3.1.2.2.Тень от вентилятора за спиной ДжД.

Вентилятор с его лопастями может быть истолкован как та же мельница. Может быть и другая трактовка. Как упоминалось Юлией, вентилятор является символом, широко использованным в американском кино, и чаще всего он используется, грубо говоря, для «нагнетания тягостной атмосферы». Мы можем отметить, например, вентилятор как пусковой механизм безнадеги в первых кадрах фильма «Апокалипсис сегодня». Подобных образов в кино довольно много. Но все они — истолкованные и как Дон-Кихотова мельница., и как колесо Фортуны, и как «единство вечного (круга) и преходящего (мелькающих лопастей) — представляются тесно связанными с темой судьбы и бренной телесной жизни человека.

Об этом, думается, говорит и второй вращающийся объект, в это время присутствующий в кадре.

3.1.2.3.Йо-йо.

Йо-йо — это вовсе не «мячик на резинке». По конструкции, йо-йо — это плоская катушка, закрепленная на нитке. Нитка, причем, принципиально неэластична. Нитка закрепляется за средний палец играющего, и катушка отпускается из руки. Сперва нитка до предела разматывается, а потом по инерции наматывается обратно, но в противоположном направлении, пока катушка не оказывается в руке играющего.

Таким образом, йо-йо — это предмет, вращающийся сперва в одну сторону, потом — стоп - потом он вращается в другую сторону. И так бесконечно, пока не надоест играющему.

Йо-йо — это тоже нечто «конечное в бесконечном» — бесконечная череда однообразных вращений от верхней точки траектории до нижней и обратно.

Это можно было бы трактовать как вечность, состоящую из человеческих жизней. Или - как замкнутый круг. Йо-йо стремится сорваться со своей нитки и разорвать бесконечность, но в последний момент (когда это почти получилось) — его заставляют вернуться. Мы вновь видим замкнутый круг, из которого не вырваться.

Таким образом, герой ДжД оказывается в плену замкнутого круга. Он чем-то очень занят, целенаправлен — он не может порвать эти цепи — и, что важнее — он этих цепей не ощущает, считая несвободным и странным не себя, плотно легшего в свою колею и полагающего движение по ней достаточным смыслом — а героя ФМ — балансирующего на краю и готового порвать все связи. Со своей точки зрения, он, разумеется, прав.
 

3.2. Роджер Тейлор. «А-пчхи, в буквальном, о учитель!» (с) «Старик Хоттабыч»

3.2.1. Два лица.

Герой РТ в клипе двулик, точно Янус.

Одна из его масок — нарочито бесстрастна. В этой ипостаси герой РТ, сидя на трехколесном велосипеде с каменным лицом гремит погремушками и требует к нему не приставать. Именно от него персонаж ФМ получает по голове погремушкой, именно он хватает за горло и трясет надоедливого психа.

И еще этот персонаж слеп. Он слеп едва ли физически, но морально он слеп. Он очень серьезен, тряся своими погремушками, он допускает агрессию в отношении чужих, врывающихся в его жизнь. Он четко представляет, где находятся рамки его жизни и никого не впустит в них и не выпустит.

Вторая маска — сумасшедший. И он «прозрел». Герой РТ, улыбающийся с закипающим чайником на голове, катающийся на трехколесном велосипеде и отрезающий галстук персонажу ДжД — зряч (он не носит очков), безумен и счастлив. Он получил право на безумие, его намерения кристально ясны.

Как мы видим, в отношении этого героя справедливо сказать, что безумие и рассудок - суть две стороны одного.

3.2.2. «Мумия»

У персонажа РТ в одной из сцен третьего куплета голова оказывается замотанной бинтами. Герой ДжД разматывает бинты на реплику «Unravelling fast», и голова добавляет: «its true».

Юлия предлагала трактовать разматывание мумии как «выпускание смерти», опираясь на традицию голливудского кино.

В целом, идея выпускания смерти в произведении про границу между жизнью и смертью могла бы нас устроить, но мы усматриваем в этом эпизоде более изящную игру.

Вспомним еще раз контекст третьего куплета.

Герой ФМ говорит: «Я вяжу только одной спицей, быстро распуская — о, да!» Мотивы недостаточности функции уже обсуждались в разделе про текст.

Мотив вязания и распускания напрямую отсылает нас к самой Пенелопе, которая тем самым отсрочивала момент решения вопроса о браке (при этом она, как мы помним, не собиралась это решение принимать и ждала иного общеизвестного выхода). Тем самым, она фактически выигрывала время.

Мы могли бы усмотреть в мотиве вязания и распускания именно «выигрывание времени у смерти», попытку спастись от нее. Но основным нам кажется именно мотив бессмысленности — неоднократно до сих пор повторяющийся и подтвержденный из уст размотанного уже персонажа РТ: «я занимаюсь ерундой — да, это точно!»

Вот какой происходит диалог. И, что интересно, мысль о том, что он занимается ерундой, приходит только в голову герою ФМ.

Как выглядит размотанный герой РТ: он вновь бесстрастен и вновь в очках, то есть, образно, — вновь психически здоров и морально слеп, несмотря на то, что в прошлом куплете его «чайник закипал» и он был весело безумен и зряч.

Он появляется впервые с момента кипения чайника и появляется с замотанной головой. Последовательное рассмотрение этих кадров наводит на мысль, что он при закипании чайника был «травмирован», вследствие чего его бедная безумная голова была замотана бинтами, что буквально обозначает лечение. И разматывание этих бинтов — это момент выздоровления: возвращение здравого рассудка и ментальной слепоты, характерных герою.

Вообще же, трактовать бинты буквально как лечение нам позволяют в целом буквальные иллюстрации текста, связанные с фигурой РТ. Если говорится, что чайник кипит — на голове у персонажа действительно появляется чайник, и он действительно кипит.

Если речь идет о трех колесах — герой РТ появляется на трехколесном велосипеде. Если речь о распускании — нечто разматывается.

Эта буквальность создает для героя РТ особенный безумно-комический контекст, сходный с тем, в каком существуют только герои голливудской анимации. И в этом контексте оказывается возможным лечить забинтовыванием, выяснять отношения при помощи погремушки и комического «отрывания головы» (удушения).
 

3.3. Брайан Мэй. Бомбочки — атомная и водяная.

Брайан Мэй появляется в клипе в трех образах.

3.3.1 Стальные когти.

Стальные когти — мотив, как упоминала Юлия, отсылающий нас прямиком к Фредди Крюгеру — киношному «живому мертвецу», нападающему на людей во сне. Спастись от Фредди Крюгера можно было, если повернуться к нему спиной…

Иной образ, вписывающийся в ту же парадигму, — древний, вероятно приходящийся Фредди Крюгеру пра-пра-пра-бабушкой. Это Медуза Горгона. У нее тоже стальные когти, она убивает взглядом, и от нее также можно спастись, повернувшись к ней спиной, как это сделал Персей.

Итак, «Медуза Крюгер» сидит на диване и рассматривает «маникюр». В общем-то, кроме остроты когтей, ее больше ничего не волнует. Она упивается своей властью и силой.

Второй раз БМ появляется в этом образе с гитарой. Гитарный гриф повернут вертикально и делит лицо БМ пополам. Когтистая рука движется по грифу. Две половины демонстрируют разные гримасы несинхронно, после чего персонаж выглядывает из-за грифа.

3.3.2 При галстуке.

Кадр с гитарой сменяется сценой «пингвиньих бегов»: герой БМ в длинном сюртуке и с огромным клювом бежит наперегонки с пингвином и не может за ним угнаться. Пингвин обгоняет своего большого «собрата», оставляя последнего в недоумении.

3.3.3 Игрушка.

Третий образ БМ мало чем отличается от «Медузы Крюгер» — разве что рубашка темная и когтей нет. Но самое главное — его гитара превращается в игрушку, что опять удивляет героя.

 

В целом, развитие образа проходит три этапа: самоупоение жестокостью, комическая гонка с пингвином и недоумение уличенного в детскости.

В начале клипа герой БМ устрашает: у него ужасные когти, он корчит пугающие рожи из-за воздетого, словно меч, гитарного грифа. В конце — он смешон и совсем не страшен. И гитара-меч у него игрушечная.

Пингвин — птица, так похожая на господина во фраке, так напыщена — но эта птица не может летать. Так и герой БМ: он так упивается своим кровожадным всемогуществом — а на деле — какая разница между игрушечным и настоящим пистолетом, если и тем, и другим продолжают пользоваться с детской наивностью? Количество трупов? Но какое ребенку до них дело?

Важно! О наивности:

Наивность — это не умильные младенцы с обложки журнала для мамочек. Наивность — это неспособность взглянуть на себя со стороны. Неспособность ощутить, что во Вселенной есть другой центр, кроме меня, любимого.

Гонка за пингвином может быть прочитана и как такой взгляд со стороны: «Я, серьезный господин, в этом фраке так похож на пингвина — но пингвин хотя бы умеет плавать…»
 

3.4. Не думай об обезьяне.

Обезьяна, похожая на киношного Кинг-конга появляется в клипе несколько раз. Она держит героя ФМ на коленях, она отбрасывает надкушенный банан, прыгает на заднице от очередной выходки сумасшедшего. В конце клипа у нее отваливается голова, что вызывает у обезьяны досаду.Вспоминается хокку Мацуо Басё:

Год за годом всё то же:
Обезьяна толпу потешает
В маске обезьяны.

Обезьяна — ненастоящая. Она — нарочито кукольная. Вместе с тем — многократно указывалось при разборах, что обезьяна — это символ животного в человеке. Но и это «животное» — оказывается ненастоящим. Оно игрушечное, хотя и довольно жуткое. Оно не имеет ничего общего с природной грацией гориллы: это то страшное животное, которым является человек. Любой человек.

И как страшна обезьяна, потерявшая голову, сошедшая с ума.

Но стоп! Если она неразумна ибо она — животное — меняется ли что-то от ее сумасшествия? Обезьяна, потеряв голову, — всего-навсего раздосадована. Изменилась ли она? Думается, едва ли.
 

4. Фальшфинал. Пестрое покрывало или что бы все это значило?

Итак, мы имеем мотив пограничья основным мотивом песни. Герой, осознавая, что он болен, находясь на границе между болезнью и рассудком — или между жизнью и смертью — оглядывается вокруг и видит, что то, что он полагал нормой, то, от чего «отмерял» собственное безумие — здоровье окружающих — отсутствует. У них нет рассудка и здравого смысла взрослого человека, которые герой ожидал найти.

Те трое серьезных, взрослых, здоровых, живых людей, с которыми сталкивается герой ФМ и которые чураются его, понимающе переглядываясь между собой, — на самом деле — скучны. Они безумны и мертвы, пожалуй, куда более, чем сам герой.

Эта ситуация безвыходна для героя и единственное, что он может — это принять свое безумие (смерть?), которые на фоне унылого и страшного мира, от которого он «отмерял» себя до сих пор — как пестрое покрывало, которым размахивает герой в финале.

Нужна определенная смелость, чтобы отказаться от привычного «нормального» мира, которому присущ страх смерти, и, наконец, обернуться к ждущему его зазеркалью лицом. И заглянуть туда.

В зазеркалье люди ходят задом наперед и спускаются поСамое главное. лестнице вверх, но в Зазеркалье, как знак надежды есть яркий шутовской колпак, который останется там, где исчезает все прочее.

Главный герой, наконец, принимает свою двойственную природу: шута, который видит жизнь такой, как она есть и не боится смотреть смерти в лицо.
 

5. Самое главное

Мы приносим извинения Фредди Меркьюри за произведенный нами акт вивисекции.

 
 
 
 
 
Мария Емельянова
Май 2008 г.
 
 
 
 
Категория: Наши статьи | Добавил: back-chat (05.07.2008)
Просмотров: 3235 | Комментарии: 18
Всего комментариев: 4
4 Наталья  
0
А мне кажется, что разбор замечательный. Возможно, автор немного и переборщила, углубившись в субъективное толкование деталей, частностей.
Но общий смысл совершенно ясно вырисовывается и он, по-видимому, близок к тому, который задумывался Фредди. На пороге смерти все видится иначе, и человеку, который стоит на грани между жизнью и смертью, уже свободному от тщеславия и пустых желаний, «нормальный» мир кажется глупым и скучным. И ФМ показывает в конце свою готовность избавиться от всей этой глупости и скуки реального мира - сделать еще шаг и без страха взглянуть «туда» (цветное покрывало, как надежда на более совершенно устроенный и радостный мир)... Впрочем, автор статьи коротко и ясно изложила суть в п.4.
Большое спасибо автору статьи. Надо сказать, что примерно то же чувствовала и я при просмотре клипа, но никогда не смогла бы оформить свои смутные ощущения в такую ясную концепцию.

3 overtip  
0
mmmmmm

2 Мария Емельянова  
0
Ольга, разумеется, перебор=). Я с Вами совершенно согласна. Но на этот счет существует первый пункт, где было принято допущение, что любой элемент что-то да значит. Для меня - это такая игра, а вовсе поиск того, чего нет, хотя любой сильный текст (это я про IGSM) силен тем, что содержит больше, чем о нем думал автор=). Видите ли, этот текст был написан в ходе дискуссии с госпожой Ахундовой, и без допущения, что ничего "просто так" в клипе нет - разговор не клеился. Я вовсе не считаю, что все так сложно, просто моей целью было доказать, что какую бы я трактовку отдельных символов я туда ни пристегнула бы - основной смысл все равно достаточно просто извлекается, и смысл этот трактуется сам из себя без привлечения биографии автора и не содержит никаких тайных сообщений.
Спасибо=)

1 Ольга  
0
Пятый пункт - это самое то. Бедный Фредди, наверное, в гробу переворачивается от всех этих разборов! А Вам не приходило в голову, что он не задумывал ничего такого, когда писал эту песню и делал клип? По-моему, и Вы, и Ахундова ищете то, чего нет. Разумеется, определенный смысл вкладывался (это и из текста ясно. Кстати, разбор текста мне очень понравился). Но неужели такой сложный? Медуза Горгона? Пенелопа? Ну уж это перебор!

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Back Chat © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz